Actions

Work Header

Оттого что в кузнице не было гвоздя

Summary:

Шэнь Цзю обзаводится учителем получше, но все равно умудряется нарваться на неприятности. И на Ло Бинхэ, но история не про него.

Notes:

Work Text:

Не было гвоздя, -
Подкова пропала.
Не было подковы, -
Лошадь захромала.

Лошадь захромала, -
Командир убит.
Конница разбита,
Армия бежит.

Враг вступает в город,
Пленных не щадя, -
Оттого что в кузнице
Не было гвоздя!

© Самуил Маршак, 1946

 

Не было чашки чая

В другом мире один конкретный заклинатель, преследующий злобного негодяя У Яньцзы, остановился передохнуть в таверне. Сделав это, он потерял след своего врага и не мог найти его еще несколько лет, а когда нашел, команда из У Яньцзы и его нового «ученика» совместными усилиями его убила.

В этом мире в таверне кончился его любимый чай и он решил пренебречь отдыхом, в результате прибыв как раз вовремя.

— Ты!.. — зашипел У Яньцзы, обнажая меч. К сожалению, заклинатель оказался быстрее и убил его прежде, чем тот успел что-либо сделать. И именно в этот момент заклинатель понял, что он стоит перед невысоким мальчиком, который, в свою очередь, стоит перед горящим поместьем.

— ..., - сказал заклинатель. Он услышал, как бегут люди, спешащие на пожар, быстро схватил мальчика за руку и уволок его в ближайший лес.

— Ты убил моего хозяина, — сказал мальчик, когда они благополучно убрались с чужих глаз. Услышав это, заклинатель посмотрел на него с удивлением и недоверием.

— Эта сволочь взяла ученика?

Мальчик насупился.

— Он сказал, что научит меня колдовать, если я сумею сбежать от семьи Цю, — хмуро сказал он. Тогда заклинатель присмотрелся к нему внимательнее и увидел бесчисленное множество синяков и прочих признаков издевательств на его теле.

— Поэтому ты их сжег? — спросил заклинатель, приподнимая брови. Мальчик молчал, но продолжал хмуриться. Заклинатель быстро сделал выводы. — Что ж, судя по всему, они того, пожалуй, заслуживали, — сказал он, — и раз уж я убил твоего «хозяина», я, наверное, должен занять его место, чтобы восполнить твою потерю.

Мальчик посмотрел на него с осторожной надеждой. Заклинатель очень надеялся, что он не разочарует беднягу. Кроме того, если этот У Яньцзы мог, то сможет и заклинатель!

Наверное.

 

Не было приличного учителя

Новый Наставник Шэнь Цзю — он как-то назвал его хозяином, потому что на таком обращении настаивал У Яньцзы, и на лице заклинателя отразился такой ужас, что Шэнь Цзю чуть не рассмеялся вслух, — был бродячим заклинателем, странствующим из города в город, чтобы помогать людям с их проблемами.

Первые недели были тяжелы, потому что Наставник уже не нуждался в еде и совсем забыл, что Шэнь Цзю в ней нуждается, да еще как. Теряя сознание от голода, Шэнь Цзю был полон ожесточения. Но паника Наставника и его неловкая, но искренняя забота вскоре смягчили его. После этого Наставник усадил его перед собой и они Поговорили про Говорить-Что-Тебе-Нужно. Наставник сказал, что в пределах здравого смысла он не откажет Шэнь Цзю ни в чем.

Шэнь Цзю постоянно испытывал Наставника, чтобы проверить, насколько далеко Наставник готов зайти. После того, как Наставник чуть не умер, спасая его от намеренно совершенной ошибки, сердце Шэнь Цзю успокоилось.

Под руководством Наставника способности Шэнь Цзю росли не по дням, а по часам. И пусть с ним неоднократно случалось искажение ци, Наставник был рядом, чтобы защитить и ободрить его, и зачастую у него получалось прорваться самостоятельно.

Наставник часто восхищался его дарованием и силой, заставляя Шэнь Цзю чувствовать уколы гордости.

-o-

Шэнь Цзю нанес последний удар, и восставший труп отлетел назад, ударившись о стенку и рассыпавшись в пыль. Изящным движением он стряхнул грязь с меча, прежде чем убрать его в ножны.

— Отлично! — сказал ему Наставник. — Ты стал еще сильнее! Пойдем съедим что-нибудь вкусненькое, чтобы отпраздновать!

К тому времени Шэнь Цзю уже знал, что под этим подразумевалось. Наставник закажет для него гору еды, а сам выпьет всего чайник чая. С тех пор, как он свалился от голода, Наставник пытался запихивать в него еду, как будто Шэнь Цзю умрет, если час не поест.

Сначала было мило. Потом очень быстро начало раздражать. У них был специальный волшебный мешочек, предназначенный исключительно для еды. Пустое расточительство!

— Ученик благодарит Наставника, но в этом не необходимости, — сказал Шэнь Цзю. — По правде говоря, Шэнь Цзю желал бы обратиться с просьбой.

— О? — Наставник выпрямился, и выражение его лица обрело серьезность. — У ученика редко бывают просьбы. Что наставник может для тебя сделать?

Пусть Шэнь Цзю несколько месяцев раздумывал над этим делом, ему все равно потребовалось помедлить, чтобы набраться храбрости.

— Ученик желает разыскать человека по имени Юэ Ци. Ученик считал Юэ Ци старшим братом, но четыре года назад тот куда-то уехал, и с тех пор ученик не имел о нем вестей. Ученик волнуется за Юэ Ци и, если он... мертв, ученик желает похоронить его кости.

— Да, конечно, — без колебания согласился Наставник, и Шэнь Цзю вздохнул с облегчением.

— Спасибо, Наставник.

-o-

Поиски Юэ Ци не значили, что Шэнь Цзю и его наставник перестали выполнять заказы простых жителей.

Заказы не всегда заключались в простом изгнании темных сил. Иногда поступали просьбы и помрачнее, вроде шпионажа или убийств. Сначала Наставник был резко против, чтобы Шэнь Цзю принимал участие в таких делах, но после случая, когда Шэнь Цзю продемонстрировал свой талант к убийствам и полное отсутствие колебаний перед лишением жизни, Наставник нехотя позволил ему помогать.

А вот дополнительные чтения буддийских сутр про мораль и внезапное требование совершать по меньшей степени одно доброе дело в день раздражали неимоверно.

 

Не было... морали?

Наставник снова ворчал из-за Собрания бессмертных.

— Шэнь Цзю бы свалил бы всех там с ног и вынес соперников, но не-е-е-ет, бродячим заклинателям участвовать нельзя, — бормотал он себе под нос, круша в кулаке прочные камни.

— Ученик не желает нанести оскорбление, но почему Наставник не вошел ни в один из орденов заклинателей? — спросил Шэнь Цзю. С течением времени он все больше расслаблялся рядом с Наставником. Иногда ему почти казалось, что Наставник его оте...

Шэнь Цзю быстренько избавился от этих мыслей.

Наставник вихрем развернулся к нему, его глаза полыхали безумием. Шэнь Цзю незамедлительно пожалел, что вообще спросил.

Нечасто, но были времена, когда Наставник испытывал сильные чувства по определенному поводу, что заставляло его разоряться вслух до четырех часов подряд. Порой Шэнь Цзю подозревал, что во время этих речей Наставник даже не дышит.

Темы, которых Шэнь Цзю научился избегать, включали чай, различие между демонической магией и темной магией, и что не цвет силы извращает человека, а сама сила, и что поэтому важно постоянно следить за собой и своими моральными принципами, как восхитительны котики, а теперь еще и заклинательские ордена.

— Послушай, идея орденов заклинателей может звучать хорошо в теории, но на практике она отвратительна. Когда ты собираешь такое количество могущественных людей в одном месте, надо быть осторожным, а то они разленятся и развратятся. Понимаешь? Скольким людям мы помогли? Как долго они ждали помощи? Многие из них находились на территории великих и могучих орденов, но пришли им на помощь эти проклятые бессмертные мастера? Нет, не пришли. Они предпочитают сидеть на своих высоких горах и задирать нос. Праведная магия? Да как же! В крупных орденах продажность бушует так, что ее отсюда учуять можно! Кроме того, единственное различие между их магией и демонической магией только в названии! Она одинаковая! Просто люди могут изучать только праведную магию, а демоны — только демоническую! Все люди козлы! Даже я козел! Но во всех нас есть проблеск добра, нам просто нужно сделать выбор, развивать его или нашу козлиную часть, и поэтому нам надо постоянно следить за собой...

А, отлично, он снова съехал на тему «Сила развращает». Шэнь Цзю приготовился, что его будут забалтывать без перерыва по крайней мере два часа.

-o-

— Наставник, мне казалось, вы говорили, что бродячим заклинателям нельзя посещать Собрания бессмертных?

Они стояли в местности, где проводилось собрание. Наставник повернулся к нему и улыбнулся.

— А-Цзю, мы бродячие заклинатели. Единственные правила, которым мы следуем, тут, — и Наставник указал на свою грудь, туда, где находилось сердце. Шэнь Цзю закатил глаза и даже не озаботился это скрыть.

— Наставник, мы... — у Шэнь Цзю перехватило дыхание. Там, в отдалении, он увидел человека со знакомым лицом, с благородной осанкой, облаченного в дорогую одежду, в окружении обожателей.

— А-Цзю? Что не так? — Наставник посмотрел в направлении взгляда Шэнь Цзю и поднял бровь. — Это... главный ученик Пика Цюндин из Ордена Горы Цанцюн, меч Сюаньсу. Если я не ошибаюсь, его зовут Юэ Цинъюань. Он тебе понравился? — Наставник начал было многозначительно шевелить бровями и дразнить его, но внезапно понял, что не все тут чисто. — А-Цзю?

— Я хочу уйти.

Губы Шэнь Цзю были сжаты так плотно, что потеряли почти весь цвет. Выражение лица Наставника сразу же посерьезнело, и он кивнул.

— Конечно, — сказал он без колебаний, как обычно. — Давай уйдем.

Перед уходом он кинул еще один взгляд на главного ученика пика Цюндин и прищурился. Юэ Цинъюань, значит? Надо будет проследить, чтобы Шэнь Цзю не сталкивался с ним в будущем.

-o-

После того, как Наставник нескольких часов предлагал ему пятнадцать различных видов чая, сладости и свою тихую, слегка испуганную тревогу, Шэнь Цзю сломался и выложил все. Наставник слушал молча и не осуждал. Когда Шэнь Цзю выговорился, Наставник притянул его к себе и обнял.

Позднее он расскажет Шэнь Цзю похожую историю про двух юных друзей, поступивших вместе в Орден в мечтах сделать мир лучше, только чтобы один из них вошел в силу и изменился, а второй разочаровался во всем и ушел.

Но сейчас, спрятав лицо в одеяниях Наставника, впервые за долгие-долгие годы Шэнь Цзю позволил себе разрыдаться.

 

Не было встречи

Противостояние было полно напряжения и изумительной неловкости.

— Пусти руку, — процедил Наставник.

— Не пущу, — сказал другой заклинатель, облаченный в белое. — Ты снова сбежишь.

Шэнь Цзю помог бы Наставнику, попытавшись отрезать другому заклинателю руку, но он был занят собственным противостоянием.

— Я не позволю тебе вмешиваться в дела наставника, — сказал мальчик перед ним.

Он выглядел ровесником Шэнь Цзю, обладал изумительно красивым лицом и родинкой под глазом. Еще он был очень силен, сжимал руки Шэнь Цзю и не давал ему тем самым прийти на помощь Наставнику.

— У меня дела вообще-то, — сказал Наставник холодно. — Замирение демона.

— Какое совпадение, — сказал заклинатель в белом. — Аналогично.

Наставник выглядел так, будто еще секунда — и он заклинателя придушит. Выражение же лица заклинателя было старательно никаким.

— Почему бы нам не обсудить, что мы знаем, за чашечкой чая? — предложил заклинатель. — Как ты думаешь, ученик Лю?

Мальчик, мертвой хваткой сжимающий запястья Шэнь Цзю, согласно наклонил голову. Наставник прищурился и понял, что Шэнь Цзю, по сути, держат в заложниках.

— Ладно, — сказал Наставник сквозь стиснутые зубы. — Поговорим.

-o-

Шэнь Цзю впервые видел, чтобы Наставник вел себя с таким мелочным зловредством. Если бессмертный пытался заговорить о чем-то, кроме замирения демона, Наставник делал вид, что ничего не слышит, пил чай и демонстративно обсуждал с Шэнь Цзю погоду. Про солнце за стенами чайного домика Шэнь Цзю слышал уже шестнадцатый раз. Но перед лицом общего врага он подыграл.

Бой с демоном прошел гладко, Наставник и тот заклинатель сражались бок о бок почти безупречно, будто они достаточно дрались вместе, чтобы не задумываясь прикрывать и помогать друг другу.

Шэнь Цзю уже догадался, кто этот бессмертный. Это заставило его возненавидеть еще сильнее.

Краем глаза Шэнь Цзю заметил, что «ученик Лю» попал в окружение. Секунду он размышлял, не позволить ли ему «случайно» умереть, но он знал, что чьим учеником ни был этот мальчик, Наставник окажется разочарован, а еще Шэнь Цзю не совершил пока свое Доброе-Дело-в-День.

Да пошло оно все.

Неуловимым движением Шэнь Цзю перенесся к мальчику, отбив удар, нацеленный тому в спину. Одной рукой он сложил печать, и листья на деревьях неподалеку затряслись, а через секунду слетели с деревьев и порезали на клочки окружающих их демонов.

Последним взмахом меча он разобрался с демонами поблизости, как раз когда Наставник и тот заклинатель добили демона, который устроил весь этот бардак.

— Эй, — сказал позади него мальчик.

Шэнь Цзю притворился, что не слышит.

— Эй! — сказал мальчик еще раз, теперь погромче, схватив Шэнь Цзю на плечи и разворачивая к себе.

— Что?! — рявкнул в ответ Шэнь Цзю.

— Ты, э-э... — мальчик покраснел и отвернулся. — Ты хорошо дерешься.

Шэнь Цзю посмотрел на него с большим презрением.

Совершенно красный мальчик набрал в грудь воздуха и заорал:

— Пожалуйста, сразись со мной!

— ??!?!?!? — сказал Шэнь Цзю вслух, только словами.

— Нет, ни в коем случае! — пришел на помощь Наставник. — Мы уходим немедленно! — Он цапнул Шэнь Цзю и перебросил его через плечо. — Пока, чтоб тебя!

Потом он прыгнул на меч и свалил.

 

Не было меча

Шэнь Цзю уверенно продвигался к формированию Золотого ядра, но у него все еще не было духовного меча. Сделать ничего было нельзя, потому что его Наставник был всего лишь бродячим заклинателем и не мог достать ему оружие.

И тогда Наставнику пришла в голову идея.

— Проберись в один из крупных орденов, добудь меч, выберись, — сказал он. — Считай, что это ты так едешь на учебу. Мелкие ордена все время посылают в крупные своих учеников!

— Звучит рискованно, — сказал Шэнь Цзю.

— Все будет хорошо, — сказал Наставник, помахав рукой. — А если не получится, просто задействуй тот чудесный маленький перемещающий талисман, который я тебе подарил, и моментально оттуда выберешься! Сначала нам понадобится придумать себе фальшивые личности. Потом, ну, Цанцюн исключается, так что, полагаю, остаются Чжаохуа, Тяньи и Хуаньхуа...

Убрав из списка Чжаохуа, храм с по-дурацки косными и «праведными» монахами, как сказал Наставник, и Тяньи, монастырь, который Наставник мог описать только как «далекий», «неприступный» и «совсем неприступный», лучшим вариантом они сочли Хуаньхуа.

Только насчет Хуаньхуа у Наставника тоже были сомнения.

— Не нравится мне этот Хозяин Дворца, — сказал Наставник. — От него несет неприятностями и мерзостью. Знаю, я говорил, что в каждом найдется искра добра, но очень сомневаюсь, что она есть в нем.

— Тогда остается только Цанцюн, — сказал Шэнь Цзю.

— Нет! Только не Цанцюн! — яростно запротестовал Наставник. — В Цанцюне тот приставучий хозяин пика Байчжань и... — Наставник заколебался, и у Шэнь Цзю ушло какое-то время, чтобы вспомнить — в Цанцюне находился Юэ Цинъюань.

От мыслей о Юэ Цинъюане все еще болело сердце, но шли дни и боль постепенно унималась. Ему больше не казалось, что он задыхается, когда думает о Юэ Цинъюане, и ему не хотелось разнести все вокруг.

Было больно, но он жил дальше. Как Юэ Цинъюань решил оставить Шэнь Цзю, так и Шэнь Цзю оставлял память о Юэ Цинъюане позади.

Но это не значило, что Шэнь Цзю хотел снова с ним встречаться.

После долгих споров («Ни один Орден тебя не достоин, А-Цзю!», «Мне все еще нужен меч, Наставник»), они остановились на Дворце Хуаньхуа.

-o-

Дворец Хуаньхуа был более-менее таким, каким Шэнь Цзю его себе представлял. Полно военных теорий и построений, которые Шэнь Цзю впитывал как губка. Бессмертные заклинатели хвалили Шэнь Цзю за талант к учению, но Шэнь Цзю понял, что его не радуют похвалы.

Если он и скучал по восторженным воплям и странным, но искренним поздравительным подаркам от Наставника, он не собирался это признавать.

-o-

Как гласит пословица, торчащий гвоздь забивают.

Его быстрые успехи и талант не прошли незамеченными сверстниками, и они, похоже, остались недовольны. Они улыбались ему в лицо и пытались навредить за спиной, Шэнь Цзю не мог не подумать, что Наставник был прав и сила действительно портит людей.

Однако одна ученица не держалась от него подальше; девушка по имени Су Сиянь, которая была так же сильна, как он, если не сильнее. Шэнь Цзю отчасти привязался к ней, к ее прямолинейности и доброте.

Так что естественно, он испытал сомнения, узнав, что Су Сиянь ухаживает за одним Небесным демоном.

-o-

Для людей, достаточно везучих, чтобы получить его преданность, Шэнь Цзю совершал глупые поступки. Включая попытки пошпионить за Небесным демоном.

Он быстро попался, получив урок не переоценивать свои силы. Наставник будет недоволен.

— И кто ты такой? — спросил Небесный демон, поднимая бровь.

— Ничтожного зовут Цинь Ли, — назвался Шэнь Цзю выдуманным именем. — И я хочу спросить, каковы твои намерения относительно сестры Су.

Шэнь Цзю ожидал ссоры, возможно, даже боя.

Он не был готов к трехчасовому монологу, какая Су Сиянь красивая, чудесная, добрая, щедрая и все такое.

А потом Тяньлан-цзюнь каким-то образом вбил себе в голову, что Шэнь Цзю его Лучший Друг, — если не считать Су Сиянь, конечно, которая была его Лучшим Всем, — и заставил Шэнь Цзю знакомить его с человеческой культурой.

-o-

Шэнь Цзю приполз обратно в Дворец Хуаньхуа и на месте попросил разрешения уйти в уединенную медитацию. Обретя силу, достаточную для получения оружия, он вышел из уединения, прошел через церемонию выбора меча и тут же подстроил свою смерть.

-o-

(Когда Шэнь Цзю узнал про смерть Су Сиянь и заточение Тяньлан-цзюня, он чуть не сорвался.

— Я не понимаю! — орал он на Наставника. — Почему я чувствую себя... так?!

— Вина выжившего, — сказал ему Наставник. — Нелогично, но случается.)

 

Не было положения

Шэнь Цзю считался достаточно сильным, чтобы странствовать самостоятельно, и самостоятельно он и странствовал. Временами он встречался с Наставником, но в основном он бродил от города к городу, помогая людям в нужде, как учил его Наставник.

Не так он представлял себе свою жизнь, когда был молод, безрассуден и наивен, но его все устраивало.

В деревне у реки Ло он наткнулся на ребенка, которому было некуда идти. Что-то в ребенке напомнило Шэнь Цзю его самого и, как некогда его Наставник, он принял импульсивное решение.

 

Не было меча (опять)

— Наставник! — надоедливый ученик обмотался вокруг Шэнь Цзю, заставив его вздохнуть и попытаться отодрать его руки от своего тела. Ученик быстро вырос и теперь почти доставал макушкой до подбородка Шэнь Цзю.

— Ло Бинхэ, — сказал Шэнь Цзю. — Пришла пора тебе обзавестись мечом. В какой орден ты хочешь... съездить поучиться?

-o-

Какого черта, если бы Шэнь Цзю знал, что посланный за мечом Ло Бинхэ свалится в долину Цзюэди, он бы никогда его туда не посылал!

-o-

Какого черта! Кто-нибудь собирался сказать Шэнь Цзю, что его ученик полудемон, или ему все надо узнавать самостоятельно?!

 

Что, возможно, будет потом:

— Наставник Шэнь Цзю встречает Ло Бинхэ.
— Шэнь Цзю берет штурмом Цанцюн, чтобы потребовать ответа у Юэ Цинъюаня.
— Что ведет к новой встрече Шэнь Цзю и Юэ Цинъюаня.
— А также Шэнь Цзю и Лю Цингэ.
— Шэнь Цзю смотрит на демонический знак Ло Бинхэ, на его лицо, похожее на лицо Су Сиянь, и решает, что что-то тут неладно.
— Шэнь Цзю освобождает Тяньлан-цзюня.
— Шэнь Цзю убивает Хозяина Дворца (или хотя бы планирует его смерть).
— Предыдущий хозяин пика Байчжань надоедает Наставнику, уйдя с поста хозяина пика.
— Юэ Цинъюань ходит за Шэнь Цзю, когда тот бродит по деревням, и пытается заманить его в Цанцюн.
— Лю Цингэ делает то же самое, только он хочет подраться.
— И Ло Бинхэ такой...... *смайлик с глазками*