Actions

Work Header

Это «ж-ж-ж» — неспроста!

Summary:

«Печать Тайного общества» и самые свежие сплетни

Work Text:

***

Данная работа, хоть и базируется на фактах, почерпнутых из программных документов, следственных дел Декабристов и воспоминаний современников, не стремится выдать досужие домыслы за истину и несет сугубо развлекательный характер. Перевод с устаревших форм языков осуществлялся (со скрипом, потом и слезами) без участия профессиональных переводчиков.

***

Блокбастер о раскопках «Русской правды» можно глянуть в следственном деле Павла Пестеля. «Православный катехизис» нашелся среди арестованных бумаг Сергея Муравьева-Апостола. «Конституция» Никиты Муравьева была восстановлена им по памяти во время следствия.

Что до писем, записок, дневников и дум, относящихся к «делу», то хорошо описывают ситуацию строчки из песни Генералы Гражданской Войны группы Белая гвардия: «горят фамильные альбомы в каминах жарких на углях». Почти все, что могло скомпрометировать членов и друзей тайных обществ перед правительством и следственным комитетом, было уничтожено если не сразу по прочтении, то при первых же тревожных звоночках о наблюдении сверху, а остатки полетели в топку в минуты после начала арестов или переданы доверенным лицам, которые тоже их уничтожали, если где-то начинало припекать.

Как итог, большая часть того, что мы знаем о декабристах сейчас, почерпнуто нами из следственных дел и воспоминаний, написанных после 1825 года, а некоторые и сильно позже: уже после амнистии, объявленной Александром II в 1856 году. Важно еще, что осужденные и до, и после амнистии декабристы находились под тщательным надзором, потому, с переменным успехом (тут звучит Лунинская усмешка), не могли не придерживаться самоцензуры, даже в личном общении с неохотой обсуждая былое.

Имеем, что имеем, ближе к сути…

Символ или «печать» Тайного общества, разумеется, канула в небытие вместе с письмами, да и устав Союза содержит только словесное ее описание: неинтересны, видать, следственному комитету были злодейские порисульки (а зря). Но несмотря на то, что достоверного изображения мы не видели или еще не нашли (мечтать это бесплатно), мы можем хотя бы попробовать эту печать воссоздать.

Итак!

Мне встретились два упоминания печати Тайного общества:

«Союз объявляет ложным всякий список, не скрепленный печатью Союза и не подписанный блюстителем коренного совета.___________ 
Блюститель.____________
Печать: улей, окруженный пчелами, с литерами С. Б.»
[Общественное движение в России при Александре I : исторические очерки. – Санкт-Петербург, 1885. – С. 503–532.]

«Взяв в руки письмо Пестеля, я невольно обратила внимание на печать, где изображен был улей пчел с надписью: "Nous travaillons pour la même cause" [Мы работаем для одной цели (фр.)]. 
Я спросила у него [у Н. И. Лорера], что это за печать. Он улыбнулся и сказал: "Это теперь общий наш девиз".»
[Скалон С.В. (Капнист-Скалон С.В.) Воспоминания, Глава пятая // Записки русских женщин XVIII - первой половины XIX века. - М.: Современник, 1990. - С. 281-388]

Стоит отметить, что первое упоминание касается печати Союза Благоденствия, общества, которое в 1821 году перестало существовать, формально расщепившись на Северное и Южное. Второе свидетельство как раз принадлежит периоду после 1821 года — упомянутый Н. И. Лорер был принят в Южное общество в 1824 году.

Оба упоминания в целом не противоречат друг другу, но свидетельствуют о вероятной вариативности подписи. А что остается неизменным, так это «улей, окруженный роем пчел».

Так что, о пчелах.

Далеко ходить не будем: символы с новыми эпохами перерастают свои смыслы, и самым актуальным для декабристов можно считать символизм масонский.

(Большая часть основателей первого декабристского общества, Союза Спасения, были выходцами из ложи «Трех добродетелей». По показаниям С. П. Трубецкого, А. Н. Муравьев даже настаивал на том, что наибольший толк от общества будет посредством ложи, а П. И. Пестель, которому было поручено заняться формой принятия и внутренним образованием Союза Спасения, ввел в устав общества масонские уложения и продолжал тащить их через всю свою общественную деятельность.)

А об «улье» и «пчелах» в масонском символизме сказано так:

«Улей, окруженный роем пчел — символ трудолюбия, разумного труда, основанного на знании.»
[«Масонство в его прошлом и настоящем», т. 2, 1915 г., под редакцией С. П. Мельгунова и Н. И. Сидорова]

Изображение, что до него: тут тоже используем, что было под рукой.

Коллега любезно порекомендовала мне обратиться к сборнику «Символы и эмблемата». 
[Сборник составлен Яном Тессингом и Ильей Копиевским по указу Петра I на основе западноевропейских книг аналогичного содержания, напечатан в 1705 г.]

Вот, что в нем нашлось по запросу «улей и пчелы»:

И вот, самое интересное:

Это наиболее близкий, как к описанию изображения, так и по смыслу, символ, который вполне мог использоваться в качестве прототипа печати Тайного общества.

Лепим подписи — и вуаля! Два варианта печати:
 
По уставу Союза Благоденствия:

По воспоминаниям Софьи Капнист-Скалон:

Отлично? Отлично, мы молодцы!

Напоминаю, что сейчас мы можем только предполагать, как именно выглядела печать, кто поддержал введение печати во внутренний документооборот общества, откуда была почерпнута идея, насколько широко, с какой именно подписью и в какие периоды распространялась печать и т. д. и т. п., а тут мы лишь ради безобидных фантазий.

***